Новости инноваций и венчурного рынка

11 июня 2019 г.
Участники ПМЭФ-2019 обсудили проблемы и перспективы цифровой трансформации транспортной отрасли
Участники ПМЭФ-2019 обсудили проблемы и перспективы цифровой трансформации транспортной отрасли

8 июня 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялся ежегодный ИТ-завтрак «Цифровая трансформация экономики. Международный и российский опыт цифровизации транспортного сектора», организованный РВК, РАЭК, «Руссофт» и АНО «Цифровая экономика». Мероприятие собрало представителей институтов развития, органов государственной власти, международных организаций, российских и зарубежных компаний, занятых в этой сфере и применяющих современные технологии в транспортной отрасли. Участники встречи обсудили как российский и международный опыт, так и роль государственной поддержки, необходимой для внедрения новых транспортных технологий.

Согласно данным РАЭК, вклад экономики рунета в экономику России в 2018 году составил 3,9 трлн рублей. Объем рынка транспортных услуг в интернете составил 147 млрд рублей. В первую очередь, это пассажирские перевозки, услуги такси, каршеринг. Однако цифровизация транспортного сектора – гораздо более широкое направление, чем создание подобных сервисов. О том, с какими вызовами сталкиваются компании в этой сфере рассказал генеральный директор РВК Александр Повалко.

«РВК является проектным офисом Национальной технологической инициативы. Мы помогаем рабочим группам НТИ и бизнесу развивать новые рынки и реализовывать на них прорывные проекты. Существуют три перспективных рынка, которые так или иначе связаны с вопросами цифровизации транспортной сферы. Это «Автонет», «Маринет» и «Аэронет». Но при реализации новых проектов их разработчики сталкиваются с огромным количеством задач и барьеров как технологического, так и нормативного характера», – отметил генеральный директор РВК.

Цифровизация транспортной отрасли России, являющейся ключевым элементом архитектуры международных транспортных коридоров между Европой и Азией, – одна из приоритетных государственных задач. Ее решение определит конкурентоспособность экономики и развитие транзитного потенциала страны.

«Российская Федерация играет крайне важную роль для международного транзита. Экспорт транспортных услуг Россией составляет $15 млрд. Это сопоставимо с объемом экспорта вооружений и военной техники. И одна из важнейших задач, которая сейчас стоит перед нами, – применив цифровые технологии без увеличения затрат на инфраструктурные преобразования, повысить производительность, качество и безопасность транспортных услуг», – сказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов.

О мировых тенденциях развития цифровых технологий в транспорте и необходимости международной кооперации рассказали участвовавшие в мероприятии эксперты Еврокомиссии и ООН. Основной упор, по их мнению, необходимо сделать на подготовку кадров, повышение доверия населения и разработку единых для всех стран стандартов цифровизации транспорта и логистики.

«Цифровые технологии сейчас используются повсеместно, они уже стали частью повседневной жизни. Нехватка специально обученных специалистов, которые могут контролировать и обеспечивать успешную работу цифровых систем, в том числе, транспортных, сделают их работу неэффективной, поэтому необходимо усилить их подготовку. Говоря о цифровых технологиях в транспорте, нужно обеспечить доверие к ним граждан, убедить их в том, что они безопасны, совместимы друг с другом и доступны», – отметила комиссар по вопросам цифровой экономики и общества Европейской комиссии Мария Габриэль.

«Европейская экономическая комиссия ООН включает в себя 55 государств, в том числе страны ЕС, балканские государства, страны бывшего СССР, США, Канаду, Турцию и Швейцарию. Комиссия, в частности, работает в рамках Глобального форума по обеспечению транспортной безопасности. Цифровизация в сфере транспорта несет много преимуществ, но нужно быть осторожными, она приведет к большому количеству изменений в области стандартизации и законодательства. В частности, это коснется беспилотных автомобилей. Кто будет нести ответственность в случае аварии – производитель, пассажир или страховая компания?» – задается вопросом исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН Ольга Алгаерова.

Создание безбарьерных транспортных коридоров по территории России – одна из важнейших задач, которые будут решены с помощью цифровизации транспортного сектора. И главные пути ее решения находятся в области создания единых для всех участников рынка IT-платформ и повышения доверия к ним руководителей компаний.

«У каждой транспортной или экспедиционной компании существует свое IT-решение по работе с грузами. И каждый экспедитор или пользователь вынужден вносить одни и те же данные в различные информационные системы. Поэтому нужна цифровая платформа транспортного комплекса, которая позволит передавать данные между уже существующими системами. Она же будет необходима и для формирования доверительной среды как для транспортных и экспедиторских компаний, так и контролирующих государственных органов, которые перепроверяют предоставленную им информацию», – рассказала исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Виктория Щербакова-Слюсаренко.

«Сегодня некоторые специалисты и руководители транспортных компаний с недоверием относятся к введению цифровых технологий, видя в них средство контроля над собой. И в этой части одним из направлений государственного регулирования должна стать подготовка кадров, которые доверяют «цифре», новым инструментам ведения бизнеса», – отметил генеральный директор компании «2050 Digital» Игорь Бевзюк.

«Мы разрабатываем цифровые платформы для транспортного сектора. Проект «Автодата», например, создается для того, чтобы агрегировать все данные о транспортных средствах РФ, включая государственные данные, телеметрию и т. д. Работая над ним, мы поняли, что проектирование таких систем должно осуществляться группами, равноудаленными от различных игроков рынка. Уже зафиксированы попытки перехвата инициативы по формированию массива данных, чтобы тот или иной игрок занял монопольное положение на рынке. Я убежден, что на этом рынке могут иметь монопольное положение только государственные структуры», – считает Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт».

«Электронный документооборот – очень важная составляющая современных подходов к транспорту и логистике. Но если хотя бы часть документооборота останется на бумаге, то выгода цифровизации будет неочевидной. Мы обращаемся к государственным регулирующим органам с просьбой снять этот последний барьер – не хочется, чтобы в тот момент, когда беспилотные автомобили начнут перевозить грузы по всей стране, их бы еще пришлось учить предъявлять какие-то бумаги. Необходимо создание и принятие нормативных документов, которые разъясняли бы участникам рынка выгоду от перехода на электронные транспортные накладные», – уверен генеральный директор «СКБ Контур» Евгений Филатов.

Большой блок выступлений был посвящен вопросам, связанным с железнодорожными перевозками. Учитывая то, что 20% из них в мире приходится на РЖД, необходимость цифровизации этого направления сложно переоценить.

«РЖД разрабатывает восемь цифровых платформ. В частности, компания запустила электронную площадку для грузоперевозок и за этот год прирост количества клиентов составил 40%. Сейчас на ней работают 4000 компаний. Главные ее особенности – для регистрации нового клиента нужно 3 минуты, для заказа подвижного состава – 7 минут. В дальнейших планах – обеспечение мультимодальности перевозок, создание дополнительных сервисов – финансовых услуг, факторинга, эквайринга, охраны грузов», – отметил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

«Нами была создана биржа вагонов, своеобразный каршеринг для подвижного состава, которая вполне успешно конкурирует с РЖД. Она позволяет выставлять свой груз и доступные вагоны на площадку не только операторам, но и владельцам подвижного состава, у которых есть свободные вагоны, решать задачи по оптимизации их передвижения и загрузки», – рассказал, в свою очередь, заместитель генерального директора EPAM Systems Артак Оганесян.

Цифровизация также является неотъемлемой частью экосистемы городского транспорта. В этом уверен управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.

«Все наши сервисы нацелены на решение одной задачи – экономии времени людей. Критически важно, чтобы люди могли передвигаться по городу, не задумываясь о том, какую комбинацию видов транспорта надо использовать для того, чтобы наиболее быстро добраться до места назначения. Развитие таких мультимодальных технологий очень важно, но проблема в том, что не всегда имеется возможность получить от городских властей необходимую информацию. В целом по России очень сложно получить простейшие данные, даже расписание движения автобусов. Регуляторам необходимо обратить на это внимание», – отметил он.

Одним из главных аспектов успешной работы цифровых транспортно-логистических систем, по мнению экспертов, являются геосервисы.

«Геосервисы являются одной из значимых частей цифровизации транспорта. Сейчас они играют такую же важную роль, как и электричество. Они есть везде, мы их не замечаем, но если их выключить, то вся цифровизация, в том числе транспорта, закончится и мы вернемся в аналоговую эпоху», – считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

«Совокупно индустрия геосервисов в России оценивается в $6 млрд. Это та польза, которую они приносят пользователям, обществу, государству. Благодаря им на 11% экономится время, которое пользователи тратят на путешествия. Это, в свою очередь, приносит экономике России дополнительно $11 млрд в год. При этом, польза от использования геосервисов в 20 раз превышает объем самой индустрии геосервисов», – рассказала директор по взаимодействию с органами государственной власти Google LLC Марина Жунич.

Геосервисы также необходимы для надежной и безопасной работы беспилотного транспорта. О том, на какой стадии находится его разработка в России и мире, рассказал директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель Технического комитета «Искусственный интеллект» Сергей Гарбук.

«По существующим оценкам, беспилотный транспорт позволит приблизительно вдвое повысить пропускную способность дорог в городе и при этом на треть снизить выбросы вредных газов. Разрабатывается нормативная база, которая установит две унифицированные группы требований. Первая – функциональные характеристики беспилотника, которые отвечают за то, что он оптимальным образом перевезет человека или груз в пункт назначения. И вторая очень важная группа характеристик касается безопасности перевозки как для пассажиров и грузов, так и для окружающих людей. Полтора года тому назад был создан международный технический комитет. А в начале этого года по инициативе РВК начались работы по формированию отечественного технического комитета, который будет решать эти задачи. К июлю он будет создан», – рассказал эксперт.



Справочная информация

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 27, их суммарный размер — 51,3 млрд руб. Доля АО «РВК» – 26,8 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 202. Совокупный объем проинвестированных средств – 17,8 млрд руб.

Контактная информация:
Пресс-служба РВК
Email: pr@rvc.ru
Тел.: +79165083844

Источник: http://www.rvc.ru

Официальный Портал Правительства Республики Башкортостан Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство экономического развития Республики Башкортостан Министерство промышленности инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан Академия Наук Республики Башкортостан Российская ассоциация венчурного инвестирования Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере