Новости инноваций и венчурного рынка

25 марта 2020 г.
Высшая школа экономики совместно с РВК проанализировали цифровые образовательные сервисы для дистанционного учебного процесса
Высшая школа экономики совместно с РВК проанализировали цифровые образовательные сервисы для дистанционного учебного процесса

Институт образования НИУ ВШЭ и РВК подготовили аналитический отчет по рынку цифровых образовательных ресурсов и сервисов для школьников и возможностям их использования в образовательном процессе. Исследование было проведено в связи с массовым переходом российских школ на дистанционные форматы обучения в условиях эпидемии коронавируса.

Исследование посвящено анализу существующих российских цифровых образовательных платформ, а также сервисов и инструментов, которые позволяют реализовать эффективное взаимодействие учителей и школьников в цифровой среде.

В ходе анализа были изучены такие сервисы, как «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «ЯКласс», «Фоксфорд», «Edu.Skyeng», Экстернат и домашняя школа «Foxford», Домашняя школа «InternetUrok.ru», Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru», Мобильное электронное образование (МЭО), «1С: Образование 5. Школа», «Просвещение», «Lecta» и «Новый диск».

Обзор может помочь педагогам, руководителям образовательных организаций и родителям школьников в выборе инструментов организации процесса обучения в дистанционном формате.

Ключевые выводы исследования: 

  • Единого универсального решения для полного перехода школ на дистанционный формат обучения пока не существует. Однако из приведенных в отчете решений есть возможность собрать набор, в определенной степени удовлетворяющий потребности конкретного обучающегося, класса, образовательной организации, региона при временной организации дистанционного обучения.
  • Российские школы, учителя и школьники имеют доступ к большому количеству учебных материалов по большинству предметов школьной программы (текстов, иллюстраций, видеоматериалов и т.п.), значительная часть которых доступна бесплатно. Однако в них не хватает выстроенной системы навигации и удобных инструментов включения в учебный процесс.
  • На сегодняшний день практически отсутствуют современные системы управления образовательным процессом для школ, которые переводят свой учебный процесс в онлайн режим. Ряд предлагаемых на рынке решений может быть доработан до нужного функционала.
  • Для активного распространения онлайн обучения образовательным ресурсам не хватает интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой. Существующие задания чаще всего являются тестами с выбором ответа или задачами с одним ответом, что не позволяет облегчить рутинные задачи учителя по проверке выполнения заданий. Важным становится быстрое повышение квалификации учителей для использования всех представленных на рынке решений и инструментов.
  • Ощущается нехватка комплексных решений, которые смогут интегрировать в образовательный процесс инструменты для совместной работы с документами, организации групповой работы и коммуникаций. Без этого реализация дистанционного формата обучения может вызывать непонимание и путаницу.
  • Методики школьного обучения в дистанционном формате не развиты. Практически отсутствуют теоретические и практические разработки возрастной специфики использования цифровых материалов (для начальной, основной и старшей школы).
  • Существенным барьером для внедрения проанализированных инструментов являются нормативные ограничения на использование внешних образовательных сервисов, сетевое взаимодействие, а также санитарные нормы. На период перехода школ на дистанционный формат обучения необходимо максимально снизить эти барьеры.
  • Важнейшим барьером внедрения дистанционных инструментов остается вопрос ресурсов. Практически все современные интерактивные сервисы разработаны и реализуются коммерческими компаниями. Они не могут позволить себе продолжать поддержку этих сервисов бесплатно в течение длительного времени. Более того, им нужны средства на развитие продуктов. Поэтому необходимо выделить дополнительные средства школам для закупки цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют строить программы дистанционного обучения. По оценкам экспертов, достаточно выделять две тысячи рублей в год на одного ученика, чтобы рынок современных образовательных ресурсов в России реально заработал и обеспечил российских учеников и учителей качественными цифровыми продуктами. 

Полный текст исследования доступен по ссылке.



Справочная информация

О РВК

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 29, их суммарный размер — 64,4 млрд руб. Доля АО «РВК» — 38 млрд руб. Фонды с участием капитала АО «РВК» проинвестировали более 290 портфельных компаний на общую сумму 23 млрд руб.
www.rvc.ru

Источник: http://www.rvc.ru

Официальный Портал Правительства Республики Башкортостан Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство экономического развития Республики Башкортостан Министерство промышленности инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан Академия Наук Республики Башкортостан Российская ассоциация венчурного инвестирования Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Новости инноваций и венчурного рынка - Венчурный фонд Республики Башкортостан